- Мотли (Motley), Уиллард
- (14.VII.1912, Чикаго - III.1965, Мехико)прозаик.Родился в негритянской семье среднего достатка. После окончания школы ездил по стране, работал официантом, поваром, грузчиком, сезонным рабочим в Калифорнии. Статьи Мотли тех лет публиковались в журнале «Коммонуэлс». Вернувшись в Чикаго, по контрактам Федеральной программы помощи безработным писателям писал сценарии для радио и репортажи о жизни трущоб. Первый роман Мотли - «Стучись в любую дверь» (Knock on Any Door, 1947) - стал бестселлером и был экранизирован с Хэмфри Богартом в главной роли. Через год после выхода второго романа - «Мы рыбачили всю ночь» (We Fished All Night, 1951), - повествующего о судьбе трех чикагских парней, участников войны, писатель покинул США и поселился в Мексике.Социальный протест Мотли носит подчеркнуто «безрасовый» характер. Его герои в основном - люди с белым цветом кожи, оказавшиеся на социальном «дне»: обитатели чикагских трущоб, неудачники, наркоманы, проститутки, воры. Герой первой книги Ник Романо - потомок итальянских иммигрантов, в 21 год окончивший жизнь на электрическом стуле. Обстоятельно, неторопливо прослеживает автор его путь к преступлению. Исправительная колония, куда он попал по несправедливому приговору, бесчеловечность надзирателей, жестокость полиции рождают ответное насилие. В убийстве полицейского Ник видит способ самоутверждения. Подобно Биггеру Томасу, герою романа Р. Райта «Сын Америки», Ник Романе изображен автором как жертва, а не борющаяся за свое достоинство личность. Концовка книги публицистична: устами защитника на суде автор выносит приговор обществу. Критика единодушно отмечает влияние на творчество Мотли Т. Драйзера и Райта.В дилогии «Стучись в любую дверь» и «Пусть никто не напишет моей эпитафии» (Let No Man Write My Epitaph, 1958) очевидны черты натурализма: среда и наследственность играют в судьбах героев решающую роль. Во второй ее части автор прослеживает нравственную деградацию Нелли, подруги Ника Романо, и его сына, родившегося после казни отца. Мрачная тональность произведения смягчается в конце надеждой на излечение Ника, ставшего, как и его мать, наркоманом. Избыточность деталей, растянутость повествования, навязчивые образы-символы, многочисленные повторы снижают художественное воздействие романа, который дает панорамное изображение жизни чикагских трущоб.В 1965 г. Мотли завершил роман «Город туристов» (Tourist Town). Смерть писателя, наступившая в результате гангрены, оборвала его работу над книгой «Мой дом - твой дом» (My House Is Your House). Дневники писателя опубликованы в 1979 г.Э. Осипова
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.